С качественной шумоизоляцией салона приятно слушать музыку или просто управлять машиной, не отвлекаясь на звуки снаружи. Внимание водителя полностью сконцентрировано. Многие автомастерские предлагают услугу по шумоизоляции транспортного средства, но есть способ сэкономить: выполнить работу своими руками. Потребуется некоторый опыт в обращении с инструментами, но результат того стоит.
Классификация материалов по назначению
Как правило, шумоизоляция машины состоит из нескольких слоёв: первый поглощает вибрацию, второй и третий изолируют салон от внешних шумов. Из-за такого количества слоёв работа занимает до 3 дней у любителей, поскольку при спешке качество её выполнения заметно снижается. Случается повреждение слоёв, их неправильное крепление, слабое проклеивание. В итоге может понадобиться переделывать салон с нуля. У проффесиональных компаний , данная работа занимает не более 1го дня.
Делятся материалы на несколько типов, основных можно назвать 4:
Вибропоглощающие материалы способны понижать амплитуду колебаний различных поверхностей и панелей автомобиля. Вибропласт используется в тюнинге примерно 30 лет. До их появления шумоизоляция выполнялась только звукопоглотителями, что не могло устранить проблему полностью, поскольку вибрации вызывают низкочастотные шумы, которые не проникают даже сквозь качественные звукопоглотители.
Вибропласты же эффективно нейтрализуют вибрации, превращая их в тепловую энергию. Секрет заключается в составе изолята – это мастика, битум или другие вязкие нефтепродукты. Именно такая структура позволяет вибродемпферам при толщине не более 4.2 миллиметров надежно гасить шумы.
Звукоизоляционные материалы служат для отражения звуковых волн более высокой частоты, чем те, с которыми борются вибропоглощающие. Такие изоляты, как правило, состоят из высоконаполненных тяжёлых полимеров. Они эластичны, нетоксичны, в равной степени устойчивы к высоким и низким температурам, имеют высокую массу и плотность, негигроскопичны.
Звукоизоляты пришли на замену конструкциям из гипсоволокнистых листов, стекловолокна и минеральных матов, которые были одинаково токсичны и недолговечны. Их приходилось укрывать лутрасилом, но срок службы это не продлевало.
Ячеистые звукопоглощающие материалы, как и вибропласты преобразуют звук в тепло: волны попадают в ячейки и гаснут. Современные материалы такого типа производятся из натуральных и искусственных компонентов, имеющих волокнистую или ячеистую структуру, вспененного полиэтилена, либо полиуретана. Возможно использование слоёв звукопоглощателей разного состава на одном транспортном средстве, если в разных местах салона уровень шумности отличается.
Не рекомендуется покупать звукопоглощающие материалы, сделанные из стекловолокна или минеральной ваты. Их пыль может привести к возникновению или усугублению различных заболеваний дыхательной системы.
Теплоизоляционные материалы ограничивают теплообмен, не позволяют лишнему теплу проникать в салон. Их листы необязательно клеить на все внутренние поверхности салона. В большинстве случаев, достаточно теплоизоляции на потолке.
Размещают слои изолятов обычно в следующем порядке:
Виброизоляцию перед размещением следует прогреть строительным феном, либо подержать на солнце. После нанесения этот слой (как и последующие) обрабатывается валиком. Сверху можно наклеить слои звукоизоляции и звукопоглощения, затем – теплоизоляцию. Дополнительно, можно нанести на проблемные компоненты конструкции автомобиля противоскрипные материалы, которые выглядят не как листы, а как довольно тонкие полоски, поскольку применяются для точечной работы. Все перечисленные материалы являются самоклеящимися.
Базовый набор инструментов для проведения работ по изоляции салона весьма прост:
Имея эти инструменты и изучив инструкцию к автомобилю, можно приступать к работе.
Эта часть работы проще остальных. Начать рекомендуется именно с неё. Для надёжности операции потребуются запасные клипсы, которыми карты дверей крепятся к каркасу, ведь демонтируя карты можно повредить или сломать оригинальные клипсы.
В первую очередь снимите обшивку обрабатываемой двери, для чего понадобится две отвёртки. Затем нужно убрать загрязнения, и обработать внутренность двери обезжиривателем (подойдёт обычный ацетон). Можно устанавливать первый изолирующий слой, который будет предохранять от вибраций. Он должен быть примерно 2-3 миллиметра толщиной и состоять из вибропласта.
Измерьте ширину и высоту внутренней поверхности, нарежьте покрытие некрупными листами (20 на 25 сантиметров), это облегчит дальнейшую работу с ним.Профессионалы же нарезают листы по всей форме двери и заносят их внутрь. Новичкам , данная процедура будет сложной. Приклеенный вибропласт необходимо обработать валиком, тщательно устранить пузыри воздуха, образовавшиеся в процессе работы. Чем плотнее покрытие прилегает, тем больше вибраций будет поглощено.
На вибропоглотитель наклеивается дополнительно 1 или 2 шумопоглощающих слоя. Шумопоглотитель режется на листы такого же размера, как и вибропласт. Не пытайтесь нарезать шумопоглотитель кусками крупнее – они могут случайно склеиться в ходе работы. После наклеивания слоя его, как и вибропоглотитель необходимо обработать валиком.
Третий слой (также вибропоглотитель) при необходимости наносится на все углубления, которые есть в дверной карте. Его так же необходимо обработать валиком для устранения воздушных пузырей. Теперь можно собрать дверь.
Максимальную вибро- и шумоизоляцию двери получают путём перекрытия всех возможных технических отверстий слоем вибропласта (проёмы под динамики, рукоятки открывания двери, ручки стеклоподъёмников). После этого дверь станет акустическим коробом, что поможет аудиосистеме, установленной в неё, работать более качественно.
Изолировать пол машины нужно, чтобы в салон не попадали шумы двигателя и других её компонентов. По сравнению с изоляцией дверей, где было необходимо демонтировать только карты, вибро- и шумоизоляция пола потребует большего мастерства, ведь нужно снять гораздо больше элементов.
Процедура начинается со снятия всех сидений (снимать их по одному и изолировать поверхность по частям не получится). После нужно убрать пластиковые накладки порогов и стоек, затем снять клипсы, удерживающие напольный ковролин, и вытащить лист покрытия из салона. Как и в случае работы с дверями, вымыть и обезжирить открывшиеся поверхности.
Взять вибропласт толщиной не более 4 миллиметров, разрезать на листы подходящего размера, наклеить. Тщательно обработать всю поверхность валиком, помня, что любой оставшийся пузырек воздуха может стать причиной скапливания конденсата и вызвать коррозию металлической поверхности под листом изоляции.
Поверх вибропласта нанести слой шумоизоляции толщиной до 10 миллиметров. Обработать его валиком, вновь следя за тем, чтобы не осталось воздушных пузырей. Плотное прилегание шумо- и виброизоляции позволяет более надёжно защитить салон.
После того как слои схватятся, можно в обратном порядке производить сборку снятых элементов салона, начиная с ковролина. Если слои изоляции были подобраны правильно, ковролин легко ляжет на прежнее место.
Крышу нужно изолировать, чтобы убрать шум от осадков (град, ливень), которые могут буквально барабанить по ней. Дополнительно, изоляция крыши слоем теплонепроницаемого материала позволяет снизить нагрузку на кондиционер летом.
Для установки изоляции нужно сперва удалить обшивку потолка. Делайте это следуя инструкции, поскольку обшивку очень легко повредить. Обработайте обнажившиеся поверхности ацетоном.
Вновь, как и в случаях дверей и пола, сперва наклейте небольшие листы вибропласта. По всей поверхности слоя пройдитесь прикаточным валиком, затем установите второй, звукопоглощающий слой. Листы как первого, так и второго слоя следует вырезать по шаблону, чтобы они точно заполнили пространства между рёбрами жёсткости.
Последним слоем для потолка автомобиля будет теплоизолятор. Можно использовать сплен, поскольку он одинаково хорошо изолирует салон как он звука, так и он перегревания. Обработайте и этот слой валиком, затем установите обратно обшивку потолка.
Багажник может действовать как резонатор для звуков, которые издаёт движущийся автомобиль. Шумы, производимые двигателем, глушителем, колёсными осями отражаются от его внутренних поверхностей и усиливаются, доставляя дискомфорт водителю и пассажирам. Шуметь может и груз в багажнике, если он слабо закреплён, а дорожное покрытие плохое.
Перед работой нужно снять всю обшивку внутри багажника, обработать поверхности обезжиривателем. Первый слой изоляции – небольшие листы вибропласта. Виброизоляция всегда устанавливается в первую очередь. Как и в работе с потолком, листы понадобится вырезать по шаблонам.
Оклеить нужно все внутренние поверхности: дно, стенки, крышку, задние крылья. Такое множество элементов заставляет обрабатывать вибропласт валиком ещё тщательнее. Второй и третий слои – шумопоглотитель и звукоизоляция, которые повторяют все формы шаблонов первого слоя. После их обработки валиком можно вернуть обшивку на место.
Разместить изоляцию на крышке капота проще, чем на дверях и остальных элементах автомобиля. Единственная сложность может возникнуть при выборе изолята. Рекомендуется использовать покрытия на мастичной основе, поскольку температуры под капотом обычно высоки.
Как обычно, следует снять заводскую шумоизоляцию и обработать поверхность ацетоном. Затем между рёбрами жёсткости наносится вибропласт. На сами рёбра приклеивать новую изоляцию не нужно, поскольку после этого капот может не закрыться. Второй слой, как правило, вибирается из серии шумопоглатителей.
Если процедура проведена правильно, шумность в салоне сократится на 60%, что значительно. Например, если до операции вы получали уровень в 60 децибел, то теперь – вряд ли больше 57.