Современные автомобили выпускают с минимальной защитой от шумов. Это касается даже люксовых марок. Рев, дребезг, скрип превращают любую поездку в утомительное предприятие. Улучшить акустический комфорт можно только за счет дополнительной шумоизоляции.
И шумо-, и виброизоляция предназначены для улучшения акустической атмосферы в салоне автомобиля, снижению уровня шума. Принцип действия этих материалов различен.
Борьба с вибрациями для автомобиля обязательна. Корпус выполняется из тонких металлических листов, а металл — это идеальный проводник звуков. Современные технологии используют особую конфигурацию ребер жесткости, но этого все равно не хватает, чтобы предотвратить возникновение вибраций, оборачивающихся сильным шумом.
Корпус автомобиля постоянно контактирует с движущимся воздухом, заставляющим вибрировать металл. Вибрацию порождают капли дождя, работающие двигатель и подвески, вращающиеся колеса.
Для погашения колебаний металлического корпуса используется виброизоляция. Эти материалы имеют вязкий слой, который гасит колебания самых разных частот. Основа бывает мастичной, битумной, каучуковой. К металлу прижимается клеящий слой, а другая сторона (она часто бывает покрыта фольгой) образует отличную основу для крепления звукоизолятора.
Шумоизолирующие материалы гасят не вибрацию металла корпуса, а сами звуковые волны, распространяющиеся по воздуху. Одновременно с этой функцией они действуют как утеплители ТС. Когда шумоизолятор укладывается на вибродемпфер, получается особенно эффективная конструкция.
Как правило, в таких листах используется структура, обладающая ячейками и многочисленными пустотами, которые глушат звук. Несмотря на такое строение материалы не отсыревают, в них не заводится ни плесень, ни насекомые, не накапливается пыль.
Наиболее мощную защиту обеспечивает трехслойная комбинация, состоящая из вибродемпфера, шумопоглотителя и слоя синтетического войлока.
Шум в ТС делится на два вида:
Для борьбы с первым видом требуются вибродемпферы, со вторы — шумоизоляторы. Хорошая звукоизоляция ТС должна защищать как от уличных шумов, так и от звуков, которые генерирует сам автомобиль. Это два одинаково важных аспекта акустического комфорта.
Полная изоляция снижает шумовое загрязнение в салоне на 50%. Это значит, что стандартные 80-90 дБ звукового фона автомобильной дороги снижаются до 40 дБ — а это уже уровень обычного спокойного разговора. То есть в салоне можно общаться, не напрягая голоса, без помех пользоваться телефоном, слушать музыку.
Сегодня медицински доказано, что шум — это не просто досадная неприятность, а настоящая опасность, которая при длительном воздействии вызывает проблемы с физическим и психическим здоровьем.
Человек постоянно окружен звуками. Даже собственное дыхание имеет интенсивность 20 дБ. Звуки до 35 дБ для человека неопасны, они не утомляют и не расшатывают психику. Звуки громче 40 дБ привлекают к себе внимание, мешают сосредоточиться. Длительное воздействие шума громче 60 дБ (это звуковой фон автомобильной дороги) вызывает сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому для водителей шумоизоляция — это жизненно необходимая процедура, а не просто желание комфорта.
Звукоизоляция — это обширное вмешательство, которое дает немедленные результаты и оказывает огромное влияние на качество жизни водителя и пассажиров. Как и любой другой тюнинг она обладает определенными преимуществами и недостатками.
К самым ярким плюсам относятся следующие аспекты.
Полная изоляция ТС уменьшает громкость шумов в 2 раза, сводя их к неутомительному уровню 35-40 дБ.
Работая в относительной тишине (40 дБ), водитель хорошо концентрирует внимание на дорожной обстановке, быстрее реагирует, уверенно маневрирует, дольше сохраняет бодрость.
Многослойная изоляция не вызывает сколько-нибудь значительного увеличения массы, зато ощутимо повышает прочность. С ней корпус меньше подвержен дефектам, которые наносит град, периодически вылетающие из-под колес куски дорожного покрытия, камни, песок.
Обработка и обезжиривание металла полностью устраняют области зарождения коррозии. Плотное прилегание материала блокируют контакт металла с воздухом и влагой.
Используемые материалы помимо своих прямых функций работают как теплоизоляторы. В результате требуется меньше горючего на прогрев двигателя и на поддержание в салоне нужной температуры. Поэтому в долгосрочном периоде энергоэффективность ТС повышается, а эксплуатационные расходы уменьшаются.
Многослойные материалы не дают металлическим деталям резонировать, и качество звучания музыки многократно повышается.
С минусами шумоизоляции автовладельцы сталкиваются только в том случае, если работа проводилась некачественно и были допущены ошибки. Обычно это происходит при самостоятельной установке или при обращении в сомнительные сервисы.
Шум не снижается при неправильном подборе комплекта материалов, неправильном раскрое, небрежной установке.
Небрежный или неумелый демонтаж сопровождается порчей крепежа и покрытий, а иногда и оборудования, находящегося под покрытиями.
Неправильный выбор материалов, ошибки в выборе толщины материалов способны ухудшить функциональность деталей и аэродинамику ТС в целом.
Неплотное прилегание материалов, связанное с плохой обработкой металла, провоцирует усиленное развитие ржавчины.
Следует отметить, что эти недостатки появляются только при неквалифицированно проведенной шумоизоляции. Профессиональное обслуживание гарантирует только плюсы.